picture

Рубрики статей

Разделы сайта

Поиск по сайту


Вы Можете!

Поделиться:

Вход

Погода

Случайная Статья
РНИ В Г.ЕНАКИЕВО МДС ДНР ИНФОРМИРУЕТ


Случайное Фото

Мини-чат

Друзья сайта
Enakievets.info

Весь Донбасс - веб-каталог Донецка и Луганска

Статистика

Приветствую Вас, Гость · RSS 18.11.2017, 16:48

Главная » Статьи » Церковь/Религия [ Добавить статью ]

СТАРООБРЯДЧЕСТВО В ДОНБАССЕ В ХІХ – НАЧАЛЕ ХХ вв.
В статье показана деятельность старообрядческих общин в ХІХ –начале ХХ вв. На основе архивных и опубликованных источников, отражены направления старообрядчества в Донбассе. Особое внимание уделяется характеристике священнослужителей старообрядческих общин. 


История нашего края богата, разнообразна и многогранна. Однако в изучении истории Донбасса долгое время мало уделялось внимания его конфессиональной пестроте. Религиозная жизнь человека неотъемлемая составляющая его духовной жизни. Историческая наука долго время обходила эту тему стороной. Положение начало меняться, однако за полем зрения все еще остается одно из крупных религиозных направлений христианства – старообрядчество. Это уникальное русское религиозно-общественное движение, возникшее еще в середине XVII в., продолжает существовать и в наше время. Одна из страниц его истории связана с Донбассом. История старообрядчества в Донбассе начинавшаяся еще в XVIII в. представляет интерес не только в изучении одного из «гнезд» старообрядчества, но также и в отношении формирования территории нашего края, развития его как многонационального и этнокультурного региона.

В начале ХХ в. старообрядцы разных направлений и толков были рассеяны по всей территории нашего края, однако также существовало место компактного проживания старообрядцев самого многочисленного направления того времени, а именно старообрядцев-поповцев, приемлющих Белокриницкую иерархию. Это связано с селами Городищем (ныне пгт. Луганской области Перевальского райо- на), где в рассматриваемый период абсолютное большинство было староверами, и Ольховаткой (Енакиевский район Донецкой области), где на начало ХХ века население делилось почти поровну на православных и старообрядцев, а также прилегающих к ним территорий (села Орехово, Никишино, Мелеково и др.). Труды советских историков Н.М.Никольского («История русской церкви») [1] и В.Ф.Миловидова («Старообрядчество в прошлом и настоящем») [2] в значительной степени затрагивают общую историю старообрядчества, которую рассматривают с сугубо классовых позиций, хотя и содержат богатый фактический материал. Несколько в стороне стоит коллективная монография «Русское православие: вехи истории» под редакцией А.И.Клибанова, так как она более объективно останав- ливается на истории старообрядчества [3]. Однако касается, преимущественно в связи с деятельностью Русской православной церкви и государства в его деле укрепления государства. Статья Г.Ю.Клепаловой, И.Г.Луковенко «З історії старообрядництва в Донбасі» [4], посвященная истории старообрядчества Донбассе, пытается охватить весь период бытности староверов в селе Ольховатке, не затрагивает другие компактно населенные старообрядцами территории в нашем крае. Большое внимание авторы уделяют началу и первым порам раскола. Работа написана в целом объективно, но страдает от отсутствия конкретных данных. Цель данной работы – рассмотреть формирование и деятельность старообрядческих общин разных направлений в Донбассе в ХІХ – начале ХХ вв. Источники позволяют осветить старообрядческую жизнь в начале ХХ в. – до и после значительных перемен в общественной и религиозной сфере Российской империи. В этот период происходит переход от полного доминирования Русской православной церкви в правовом отношении через зачатки веротерпимости к про- возглашению свободы совести (хотя фактически ограниченной). Архивные источники, которые удалось обнаружить, чрезвычайно скудны, однако свидетельствуют о внимании со стороны православного духовенства, озабоченности высшей духовной и светской власти численностью «раскольников» и их влиянию на лиц православного вероисповедания, даются инструкции по «искоренению раскола», отмечаются случаи перехода православного священника к старообрядцам [5]. Как источник была использована и Первая всероссийская перепись 1897г. В целом объективная, перепись в отношении численности старообрядцев, ско- рее всего, была не слишком правдива. В 1897 г. не было речи о предоставлении свободы совести, наоборот деятельность на посту обер-прокурора Святейшего Синода К.П.Победоносцева делало даже предположения об этом иллюзорными. Фиксировать старообрядцев как собственно «раскольников» было невыгодно как самим староверам, так и светским и духовным чиновниками. Одни опасались лишних преследований, другие не могли рапортовать о больших успехах в борьбе с расколом, третьи – не хотели терять свои доходы от «православных» на бумаге. Однако в отношении Славяносербского и Бахмутского уезда перепись фиксирует достаточно высокий процент старообрядческого населения, позволяет на основании официальных подсчетов судить о численности старообрядцев [6]. В работе были широко использованы всероссийские старообрядческие церковно-общественные журналы «Церковь» (1908 – 1914), «Слово Церкви» (1914 – 1917), издававшиеся в Москве на деньги товарищества Рябушинских. Еженедельный журнал «Церковь» выходил с 6 января 1908 по 19 октября 1914г., с 23 ноября 1914 по 1917г. – продолжилось издание, но под другим названием – «Слово Церкви». В этом источнике отражается старообрядческая жизнь со стороны староверов. В статье использована богатая фактами и иллюстрациями корреспонденция из рай- она компактно проживающих в Донбассе старообрядцев-поповцев, приемлющих Белокриницкую иерархию (сел Городище, Ольховатка и прилегающих к ним территорий), позволяющая восстановить старообрядческую жизнь в этом регионе, а также история общин села Городище, написанная старообрядческим священником Феодором Бессчастным, приведены документы, фиксирующие взаимоотношения старообрядцев с местными властями. Заселение старообрядцами территории Донбасса началось в начале XVIIIв. Так, перепись Азовского наместничества 1778 г. называет поселения Белую и Оль- ховатку «раскольничьими слободами», где проживало 793 человека [7]. Сначала переселенцами были выходцы из Курской губернии, Севского уезда, села Хомутовки. Они заселили верховья притока речки Белой, основав село Городище. На это же место стали прибывать староверы из стародубских слобод, но селились несколько отдельно, образовав Слободскую и Русскую половины. Переселенцы-старообрядцы из Черниговской и Могилевской губерний основали село Ольховатку [8]. В царствование Екатерины II, при которой у старообрядцев была относительная свобода, появилась возможность сооружать молитвенные здания, были построены две часовни в селе Городище – Успенская и Покровская. А также по специальному царскому разрешению храм в Ольховатке. В селе Городище в то время были свои священники, справлявшие духовные требы и в Ольховатке [9]. В царствование Николая I была взята линия по искоренению раскола: на- чались гонения: были сняты кресты со всех старообрядческих молитвенных зданий, была запрещена постройка новых и ремонт старых зданий (1826 г.). В 1827 г. старообрядческим священникам было запрещено переезжать из уезда в уезд, что было равносильно уничтожению культа в целом ряде местностей [10]. Данная политика непосредственно затронула жизнь старообрядцев Донбасса. В Ольховатке с часовен сняли колокола, священников арестовали, однако церковь осталась нетронутой, из-за давнего личного разрешения Екатерины II, однако в феврале 1840 г. она сгорела, и уже восстановить ее старообрядцам не позволили. В то время в Ольховатке насчитывалось около тысячи старообрядцев .

Они занимались массовым тогда явлением – «сманиванием» (как это называли власть и православная церковь) к себе православных священников или их «при- глашением» (как это называли старообрядцы). В донецком крае фиксировались подобные случаи «сманивания» православных священников . С образованием старообрядческой митрополии (1846 г.) духовные нужды стали справлять приезжавшие с Кавказа священники, но обряды совершались скрытно, частыми были облавы . При Александре II отношение власти к старообрядцам изменилось. Старообрядцам предоставлялось право свободно отправлять свое богослужение, занимать некоторые общественные (но не государственные) посты, строить молитвенные дома (с разрешения министра внутренних дел и обер-про- курора Синода), но запрещалось строить колокольни, совершать крестные ходы и главное – распространять свое учение среди православных , последний пункт имел расплывчатое определение и давал возможность для его широкой трактовки. С 1862 г. в Городище появились собственные священники, которые исполняли духовные требы и в Ольховатке и Орехове. Но в Ольховатке и во время Александра II притеснения со стороны местных властей продолжались. Так, построенный на средства купца Г.Н. Рыжкова молитвенный дом – запечатали, а самого его арестовали. Гонения поутихли после того, как ольховатцы в 1865 г. от- правили своих односельчан (А.Г. Третьякова и Е.И. Бессчастного) с депутацией лично к Александру II . В 1866 г. жители Ольховатки избрали священником Е.И.Бессчастного (в этом же году рукоположен кавказским епископом), исполнявшего свои обязанности до самой смерти в 1910 г. . В самом начале 1880-х гг. началось контрнаступление и на те слабые элементы веротерпимости, которые были в 1860 – 70-х гг. Старообрядцам запрещалось «распространять свои заблуждения», организовывать крестные ходы, строить наружные колокольни в староверческих храмах, помещать иконы над их входом. Вообще внешний вид староверческой церкви не мог быть аналогичным право- славным храмам. Ремонтировать молельные дома можно было без специального разрешения, но на строительство новых требовалось каждый раз разрешение ми- нистерства внутренних дел. Разрешалось исполнять требы и молиться по старым обрядам только в частных домах и на кладбищах и то без облачения «уставщиков и наставников», которые впредь не должны были преследоваться, но не считались духовными лицами [17]. Однако административные и судебные власти на местах, не без ведома правительства, нередко сажали старообрядческих деятелей в тюрьмы или ссылали в Сибирь под различными предлогами, а церковную утварь переда- вали приходам единоверческих церквей . На фоне общей картины положение старообрядчества в Славяносербском и Бахмутском уездах было удовлетворительным. Местные власти, которые скоро стали смотреть на старообрядцев как на доходную статью, разрешали свободное богослужение. Старообрядческий епископ Иова Кавказский, при таких обстоятельствах, стал инициатором основания именно здесь мужского монастыря. Спасо-Преображенский монастырь был построен рядом с селом Городище. В начале 1880-х гг. в этом селе также перестроили часовни, придав им вид храмов. В Ольховатке в 1879 – 1880 гг. была построена рубленная из дуба Покровская церковь [19]. К началу ХХ в., по данным всероссийской переписи 1897 г., в Екатеринос- лавской губернии насчитывалось 9393 душ старообрядцев. В Славяносербском уезде было 6275 душ-старообрядцев (66, 8 % всех старообрядцев губернии), в Бахмутском – 638 человек (6,79 %), в Мариупольском – 457 (0,49); что составляет по трем уездам – 79 % старообрядцев всей губернии. В Славяносербском уезде старообрядцев были второй по количеству верующих конфессиональной группой [20]. Перепись доказывает наличие старообрядцев в Донбассе, но невозможно отследить какие направления и толки старообрядчества существовали в нашем регионе, в каких пропорциях они были представлены в то время. Наряду с переписью в конце 1897 г. священники Бахмутского уезда по- давали рапорты в Бамутскую консисторцию о количестве старообрядцев в их приходах. Удалось обнаружить только 5 таких отчетов (да и то с указанием, что в приходе «раскольников не имеется») из сел Землянки, Авдотьино, Скотоватая, Александровка (в последнем говорилось, что «раскольников совершенно нет, кроме двух семейств староверов-беспоповцев, проживающих в нашем селе более 20 лет») [21]. В 1900 г. по предложению К.П. Победоносцева правительство подготовило новые меры для ограничения деятельности старообрядческих священнослужителей. Но довольно крепкое старообрядческое движение начало принимать против этого всевозможные меры. В улучшении положения староверов был заинтересован слой предпринимателей-старообрядцев. В результате проект К.П. Победоносцева провалился. Более того, движение за права старообрядцев привело к тому, что в самом начале революции 1905 – 1907 гг. правительство решило примириться со своими старыми противниками. 25 января 1905 г. Комитет министров приступил к обсуждению мер по введению начал веротерпимости. 17 апреля все же был издан указ, по которому старообрядчество получило некоторые права: разрешалось строить церкви и молельни, открывать приходы и создавать общины. Официально было отменено наименование старообрядцев «раскольниками». 17 октября 1905 г. был опубликован манифест, провозглашавший свободу совести. Однако после спада революции, началось наступление на «дарованные свободы». Уже 14 марта 1906 г. было сделано правительственное «разъяснение», по которому преследования за «совращение» членов государственной церкви оставались в силе. В дальнейшем последовал целый ряд ограничений указа 17 апреля и 17 октября 1905 г. 17 октября 1906 г. был издан закон о старообрядческих общинах, который подтверждал право старообрядцев открывать храмы, молитвенные дома и школы, духовные наставники старообрядцев получали права священнослужителей. Однако административной власти все еще давалось существенная власть над старообрядческими общинами. Почти каждая статья давала возможности для произвола властей.

На начало 1905 г. старообрядцы-поповцы в Донбассе имели церкви: в Городище – Успенскую и Покровскую церкви (прихожане двух церквей насчитывали около 6000 человек), в Ольховатке – Покровскую (приход около 2 тыс. чел.), на хуторе Никишине – Вознесенскую (около 500 чел.), в с. Ореховке – Покровскую (до 500 чел.) и церковь на хуторе Мелековом Мариупольского уезда (своего свя- щенника не было; приезжал из села Ольховатки), а также Спасо-Преображенский мужской монастырь (около 30 человек братии). Все это составляло 5-й округ Донской старообрядческой епархии [23]. Священниками были: при Успенской церкви – о.Карп Фатеев, о.Феофилакт Феофилактович Слесарев; при Покровской села Городища – о.Карп Григорьев; при Ольховатской церкви и при церкви на хуторе Мелекове – о. Емельян Илларионович Бессчастный, о. Феодор Иванович Бессчастный; на хуторе Никишине – о.Елисей Бессчастный и в селе Ореховке – о. Сергий Токарев. Игуменами Спасо-Преображенского монастыря были в 1901 – 1909 гг. – о. Аристарх Разорин, в 1909 – 1915 гг. – о. Матфей Ревякин, с 1915 г. – о. Аркадий Широкий. Все священнослужители были из местных жителей [24]. Кроме того, более 10 священников родом из этих мест служили в станицах области Войска Донского, и один выходец (Л.Л.Овсянников) служил в Москве при Рогожском кладбище [25]. Священнослужители Донбасса имели определенный вес в старообрядчестве того времени. Так, например, в 1913 г. на третьем очередном епархиальном съезде в Новочеркасске в секретари съезда были выбраны о. Феофилакт Слесарев (Городище), о. Феодор Бессчастный (Ольховатка) и дьякон А. Широкий (Спасо-Преображенский монастырь). Священник Феофилакт Слесарев был избран одним (из двух) уполномоченных от Донской епархии на Освященный собор старооб- рядческой церкви, проходивший в Москве, где также выполнял функции секретаря [26]. Активными церковно-общественными деятелями в течение десятилетий были семейства Фатеевых, Лариных, Жулидовых, Бессчастных, Сержановых, Григорьевых и др. В 1906 г. в Ольховатке начало существовать старообрядческое братство имени трех святителей: св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, включавшего 50 членов. На средства братства была организована библиотека, школа. Также был создан в 1913 г. любительский хор (руководителем стал знаток знаменного пения П.М. Глебов), братство содержало и начетчика (Д.Е. Шустова), члены общества играли активную роль в церковной и общественной жизни Оль- ховатки [27]. В религиозном плане старообрядчество (имеется в виду поповщина) в на- чале ХХ века пыталось преодолеть последствия раздора, ослабить позиции так называемого единоверия, не ослабеть от возникновения новых сект. Старообрядческая церковь в начале ХХ века окончательно залечивает рану раздора (раздор возник после «Окружного послания» 1864 г., утвержденного Белокриницкой митрополией, где провозглашался отказ от идеологии старооб- рядчества 17 в., отрицание царей как антихристов, признание существования общины) [28]. В 1906 г. раздорнических общин оставалось уже очень немного, 
и в этом году был созван примирительный собор, но раздор полностью не был преодолен . «Раздорствующие» были представлены и в нашем регионе. По словам старо- обрядческого священника Ф. Бессчастного их было не более 100 человек, возглавлял их о. Евсевий Иванов, но 1913 г. раздор был ликвидирован: несогласные перешли в разряд «примирившихся» [30]. Официальной поддержкой пользовалось возникшее в 1800 г. единоверие, которое должно было стать удобной формой преодоления явления старообрядчества, путем постепенного присоединения его приверженцев к Русской право- славной церкви. Старообрядцы, перешедшие в единоверие сохраняли свою обрядность, но в организационном отношении полностью сливались с официальной православной церковью [31]. Даже в переписи численность единоверцев идет в составе право- славных [32]. В Донбассе единоверие появилось только в середине 1880-х гг. Единоверие, хотя на его сторону и переходили старообрядцы, не смогло стать решением проблемы раскола. Слишком немногочисленны были переходы старообрядцев, хотя государство прилагало немалы силы для его распространения. Так, в селе Городище была выстроена каменная единоверческая церковь, активными были и миссионеры-священники (священники Петр и Сергей Шалкинские, Крючков, Сушков), однако по сравнению с затраченными усилиями результат был невелик: единоверцев насчитывалось менее 100 человек [33]. Более серьезным, нежели единоверие, соперником за души местных жителей в селах, заселенных старообрядцами, грозил стать баптизм. Старообрядческие священники боролись с ним испытанными методами: посредством увещеваний, проповедей, лекций, организацией дискуссий с местными баптистами [34]. В начале второго десятилетия ХХ в. острее стал вопрос и об организации соответствующего образования детей старообрядцев. Школа рассматривалась Русской православной церковью как надежный и постоянный метод борьбы с «расколом». Изучение необходимой в то время дисциплины – Закона Божьего проходило под чутким руководством православных священников. По догматам старообрядческой церкви, естественно, это считалось недопустимым. Из сложившейся ситуации было два выхода: не учиться и учиться, изменяя своей вере. Конечно, старообрядцы всевозможными способами добивались от власти послабление в этом вопросе. После манифестов 17 апреля и 17 октября 1905 г. давно наболевший вопрос об изучении детьми-старообрядцами Закона Божьего должен был бы быть решен автоматически, но еще долгое время потребовалось на то, что добиться этого права. В 1912 г. был открыт Старообрядческий институт – среднее учебное заведение, готовившее старообрядческих начетчиков и учителей, что давало надежду на улучшения состояния в вопросе образования староверов [35]. В селе Городище учителей старообрядческого вероисповедания в 2 земских училища (2-классное и начальное), в которых учились 300 человек (98 % старообрядцы), не было. Остро стояла проблема с учителем Закона Божьего. И поэтому общины Успенской и Покровской церкви пригласили учителей-старообрядцев, знающих церковное пение, но инспектор народных училищ Славяносербского уезда отказал в их назначении, так как они не получили специального педагогического образования [36]. Поэтому, по предложению учителей села Городища решено было одного из учеников 2-классного училища (Богданова Федора Иосифовича) отправить в Старообрядческий институт в Москве, чтобы в дальнейшем он преподавал в Городище. В 1913 г. Богданов был принят туда без экзаменов [37]. Воспользовавшись тем, что можно было открывать школы на свои средства в 1910 г. община Успенской церкви открыла школу церковно-славянской грамоты и крюкового пения, построив на деньги общины здание школы [38]. В 1911 г. ольховатское братство открыло отдельное народное училище со старообрядческим учителем (П.М.Глебов), обучение было бесплатным, а школа содержалась на деньги братства [39]. Если рассматривать хозяйственную базу, то стоит отметить, что доходы приходов были неодинаковы. Так, на 1913 г в Успенскую церковь села Городище поступило 1 556 р., в Вознесенскую церковь хутора Никишина – 686 р., в Спасо- Преображенский монастырь – 3 776 р. 14 к. [40]. Источниками пополнения бюджета приходов были: – добровольные пожертвования; – членские взносы прихожан, которые устанавливались на общем собрании общины (так, в 1913 г. при Успенской церкви обязательный сбор с прихожан был 3 рубля с душевого земельного надела и «1 рубль с венца» с не имевших надела); – хозяйственные и др. [41]. Источниками существования монастыря служили – пожертвования, присылаемые из разных мест России (для «испрошения» милостыни посылались избранные лица на Дон, Кавказ и др. места). – труд братии по найму – доходы с земли, принадлежавшей монастырю (сеяли хлеб, овощи) [42]. Воспользовавшись стабильным положением старообрядческие общины занялись обустройством молитвенных мест. В Ольховатке в 1911 г. был сделан капитальный ремонт Покровской церкви, в 1912 г. была произведена перестрой- ка церковной ограды и ворот [43]. В Городище была перестроена главная часть Успенской церкви. Ходатайство о перестройке было начато еще в конце 1912 г., в хождении по инстанциям было задержано. Перестройка обошлась в 10 000 р., которые были взяты в заем. Работами руководил инженер-архитектор В.А. Довойло. Работы производились с 14 апреля по 11 июня 1914 г [44]. Ремонт был сделан и в других церквях. При Спасо-Преображенском монастыре в 1914 г. был построен странноприимный дом для богомольцев[45]. Таким образом, на рубеже ХІХ –ХХ вв. в религиозной палитре Донбасса складывается поликонфессиальная структура, одной из составляющей частей которой являлось старообрядчество. Большинство старообрядцев проживало на территории Славяносербского уезда Екатеринославской губернии. Несмотря на то, что основная масса в регионе исповедовала православие, это не мешало мирному сосуществованию конфессий.

С.М.Нестерцова, Е.П.Майорова
(Донецкий национальный университет)







Источник: http://olhovatka-online.ru
Категория: Церковь/Религия | Добавил: volodvolk (09.01.2013)
Просмотров: 7179 | Теги: старообрядческая община, СпасоПреображенский монастырь, старообрядческое брат, Старообрядчество, старообрядческая митрополия, старообрядческая епархия | Рейтинг: 5.0/1

Копипастерам: При копировании материалов со страниц сайта Ольховатка-ONLINE активная ссылка на сайт http://olhovatka-online.ru обязательна. Содержание статей может отличаться от первоисточника и не включать полный текст оригинала. Весь материал предоставлен из открытых ресурсов с соответствующими ссылками на источники. Уважайте труд авторов и всегда указывайте источник.

Похожие материалы
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
olhovatka-online.ru © 2009-2017