Готовя эту публикацию, я столкнулась с тем, что имеющиеся в нашем городе краеведческие материалы по этой теме хотя и интересны, но во многом противоречивы. К примеру, я прямо-таки запуталась в Дебальцевых - коллежском асессоре, лейб-гвардии капитане Илье Ильиче и статском советнике Илье Николаевиче... В одном источнике даже нашла ссылку на бельгийские корни статского советника Дебальцева, дескать настоящая его фамилия Дебольц во время жизни в России трансформировалась в Дебальцев на наш лад.
Так кто же из этих людей был основателем поселка Ильинка, на чьи средства построена церковь? И действительно ли это два разных человека?
Чтобы ответить на все вопросы, пришлось обратиться за исторической справкой в литературно-исторический музей им. В. Сосюры, который расположен в соседнем Дебальцеве. Там должны были знать о человеке, основавшем город, а также поселок, относящийся теперь к Енакиеву.
Директор музея, Ольга Владимировна Грязева, любезно предоставила необходимую информацию:
- Наши краеведы делали изыскания как в Алексеево-Акатовом монастыре (где похоронена одна из дочерей Ильи Николаевича Дебальцова - Наталья), так и в государственном архиве Воронежской области, - рассказывает она. - И вот что выяснили. Илья Николаевич Дебальцов (или Дебальцев - в справках Воронежского архива второй вариант фамилии также указан) родился в 1748, а умер в 1835 году. С августа 1781 года он служит коллежским асессором, но вскоре начинает расти по карьерной лестнице. За старательную службу Илья Николаевич, еще будучи коллежским асессором, «был одарен пустынными землями в Донецкой степи», куда он сразу же переселил около 80 душ крепостных из своей усадьбы в Воронежской губернии. А в 1785 году в селе насчитывалось уже 320 человек. С октября 1783 года Илью Николаевича назначают надворным советником в Воронежскую гражданскую палату. В сентябре 1793 года Дебальцов становится коллежским советником. Службу он закончил статским советником.
Вот что дебальцевским краеведам еще удалось узнать в государственном архиве Воронежской области. В 1810 году за личной подписью императора Александра Первого И.Н. Дебальцову (Дебальцеву) был пожалован дворянский титул с правом именного фамильного герба. А титул Илье Николаевичу было кому передать. У него имелись два сына и три дочери. Сыновья состояли на военной службе: Андриан был капитаном лейб-гвардии (отсюда, видимо, путаница - ведь его отец не был военным), а Николай - поручиком. Средняя из дочерей, Анна, вышла замуж за дворянина с польскими корнями С.С. Мазаракия (кстати, согласно третьему тому «Малороссийского родословника» Модзолевского, изданного в 1912 году, фамилия этого помещика пишется на разный лад - Мазаракия, Мазаракий, Мазарецкий, Мазараки). После смерти Дебальцова и его сыновей (которые были холостяками) семейная недвижимость перешла к дочерям Наталье, Анне и Елисавете.
Продав свою часть земли племяннику И.С. Мазаракия, Наталья и Елисавета Дебальцовы переехали в Санкт-Петербург. Часть наследства пожертвовали на реставрацию церкви святого Ильи, которая была в то время в Ильинке. А еще часть денег пошли на строительство нового храма - Свято-Владимирской иконы Божьей Матери, о котором, собственно, наш рассказ.
Таким образом земля, на которой сегодня расположены Дебальцево и Ильинка, вновь оказалась сосредоточенной в руках одного человека - помещика Мазаракия.
Как указывает А.С. Татарчук в сборнике материалов по краеведению «Из записных книжек туриста», первое упоминание о храме Свято-Владимирской иконы Божьей Матери встречается в «Дневнике Бахмутского уезда», в котором записано, что Ильинская церковь была построена в 1874 году. Церковь имела несколько гектаров земли и два дома для проживания священника и псаломщика. Приход церкви состоял из 1300 человек, за год здесь продавали до 14 пудов свечей.
Сегодня церковь одиноко стоит как бы в стороне от поселка, однако в XIX веке, когда она возводилась, здесь проходили два старинных чумацких шляха из Бахмута в Луганск и в Ростов. И, по мнению одного из организаторов возрождения церкви - бывшего директора вечерней школы поселка Булавинское, ныне председателя приходского совета храма Свято-Владимирской иконы Божьей Матери, коренного жителя поселка Ильинка Владимира Ивановича Михайличенко, здесь находился торговый центр, и жизнь вокруг церкви кипела.
В 1920 году пана Мазаракия изгнали из Ильинки, и он вместе с дочерью Марией уехал в Польшу. Как пишет А.С. Татарчук, умирая на чужбине, Мазаракия завещал миллион рублей на содержание Ильинской церкви...
Картотека Енакиевского музея космонавта Георгия Берегового содержит сведения о том, что церковь просуществовала до 1929 года. Именно в этом году здесь состоялось последнее венчание. Закрыт храм был по личной инициативе председателя Рыковского райисполкома Иваненко и начальника раймилиции Щербы. Все имущество вывезли, за что, кстати, начальник Артемовского ГПУ Тимофеев предложил наложить на них дисциплинарное взыскание, что и было потом сделано.
С тех пор Ильинская церковь более пятидесяти лет стояла без крестов, в забвении, приспособленная под склад. Здесь хранились удобрения и горюче-смазочные материалы...
В 1939 году с храма были сняты колокола. Старожилы Ильинки вспоминают, как однажды в церкви раздался оглушительный взрыв. Начался пожар, настолько сильный, что в алтаре выгорел кирпич. А стены устояли. Несмотря на то, что с крыши было снято железное покрытие, потолок не протекал и зерно здесь хорошо сохранялось. В открытых нишах 50 лет стояла вода, но ни одна капля не просочилась внутрь!
Пожар, разумеется, нанес большой вред церкви. Как отмечает заведующий художественным отделом школы искусств им. П.И. Чайковского В.Н. Кутырев, расписывавший возрожденный храм, за многие годы стены настолько промаслились, особенно по углам, что в одном месте, за алтарем, не удалось этого скрыть - краска отходит...
Время проходит, и все возвращается на круги своя. А.С. Татарчук в своей книге так пишет о событиях 22-летней давности: «В мае 1989 года Совет по делам религий при Совете Министров СССР зарегистрировал религиозное общество православной церкви в пос. Ильинка. А 22 июня 1990 года протоиерей Сергий и о. Владимир благословили открытие церкви. По инициативе жителей близлежащих поселков с 30 июня 1990 года начали проводиться субботники. Костяк состоял из 27 человек, которыми руководил В.И. Михайличенко. Туристам Енакиева и Ольховатки посчастливилось оказаться свидетелями этого события. Утром при солнечной погоде и небольшом стечении верующих состоялось освящение храма, горели свечи, в оконные проемы залетали голуби, ковровыми дорожками был устлан расчищенный от камней и мусора пол».
Инициаторами возрождения церкви стали верующие жители Ильинки, которых поддержали власть и общественность. По Енакиеву тогда распространялись листовки международной ассоциации творческой интеллигенции «Мир культуры» с призывом к жителям города, был открыт счет в банке, на который можно было перечислять средства на восстановление храма.
Вспоминает участник тех событий, бывший председатель Ольховатского поселкового совета Виктор Иванович Данько:
- Как-то ко мне в кабинет пришел Владимир Иванович Михайличенко с идеей восстановить церковь в Ильинке и этим оставить о себе память. Я поддержал его. Мы собрали сход жителей поселка, на котором получили их одобрение.
Храм был приспособлен совхозом «Октябрьский» под склад, но директор совхоза С.П. Шарун согласился освободить помещение. И начались субботники, в которых принимали участие неравнодушные жители Ильинки. Было вывезено несколько машин мусора, за долгие годы скопившегося в храме. И стало видно, что кое-где сохранились фрески; к сожалению, они уже не поддавались восстановлению.
- Неугомонный Владимир Иванович прочитал как-то в газете, что в Москве расформировывается военная часть, мы с ним посоветовались и обратились с письмом к нашему земляку Георгию Тимофеевичу Береговому с просьбой выделить нам транспорт, который необходим для восстановления храма - чтобы подвозить стройматериалы, - продолжает рассказ В.И. Данько. - Через два дня пришел ответ: «Приезжайте за машиной!». Так у нас появился почти новый автомобиль «ГАЗон», который очень пригодился во время восстановительных работ.
Когда завершились субботники, мы с Владимиром Ивановичем Михайличенко, согласовав предварительно этот вопрос с исполкомом, обратились через газету «Енакиевский рабочий» к руководителям всех предприятий города и всем енакиевцам с просьбой помочь в восстановлении храма. И надо сказать, откликнулись все руководители, многие енакиевцы, так что церковь действительно была возрождена общими усилиями. Особенно хочу отметить Алексея Петровича Белого, в то время возглавлявшего коксохимический завод, председателя профкома этого предприятия Валерия Анатольевича Мительского, благодаря помощи которых было выполнено восемьдесят процентов работ (к слову, это предприятие и по сей день помогает церкви).
Активное участие, по словам В.И. Данько, в восстановлении церкви принимали бывшие в ту пору руководителями предприятий А.И. Царев (хлебозавод), С.А. Макар (шахта «Ольховатская»), С.П. Шарун (совхоз «Октябрьский»). Большое содействие во всех вопросах оказывали В.Ф. Янукович и С.Ж. Рухадзе. Проект храма был сделан совместными усилиями городского управления архитектуры и Енакиевского отдела комплексного проектирования АОЗТ проектно-производственное предприятие «Донбассреконструкция». Проектировщики постарались максимально точно восстановить прежний образ церкви, известный по рассказам старожилов. Все работы по восстановлению от начала до конца проводила бригада рабочих шахты «Ольховатская» под руководством И.И. Крыжнина. Интересно, что в составе бригады трудился А.П. Бурьянский. Труд во имя храма настолько повлиял на душу этого человека, что вчерашний рабочий решил стать священником, окончил Одесскую духовную семинарию. Все годы, что действует Ильинская церковь, коренной житель Ольховатки отец Анатолий служит здесь.
После строительных работ началось украшение внутренних помещений храма росписями. Вначале усилиями местных живописцев был создан орнамент, украсивший стены церкви. Уже несколько позже в специально оставленных нишах енакиевский художник В.Н. Кутырев вписал сцены из жизни святых.
- Начинали работать мы вдвоем с Валерием Александровичем Скисовым, вместе расписывали алтарь, - рассказывает Валерий Николаевич. - Но потом обстоятельства сложились таким образом, что остальную работу пришлось мне заканчивать самому. Для меня это был первый опыт росписи церкви, я чувствовал небывалую ответственность, и это, конечно, вдохновляло. Работы продолжались около полутора лет, кроме росписи стен я отреставрировал чудом сохранившуюся икону с изображением святого Луки, теперь она висит в алтаре.
Как отмечает художник, время, отведенное на работу в храме, пробегало незаметно, и этот опыт дал Валерию Николаевичу много ценного в профессиональном плане. Впоследствии он написал несколько икон для Розовской церкви, расписал иконостас для храма в поселке Булавинское. Кстати, работа в храме способствовала тому, что художник бросил курить!
В 1999 году, на Пасху, храм Свято-Владимирской иконы Божьей Матери был открыт. Его освятил архиепископ Донецкий и Мариупольский, управляющий Горловской епархией Украинской православной церкви Иларион. В церемонии принял участие В.Ф. Янукович вместе с семьей. Это был светлый праздник для енакиевцев, которые всем миром возродили к жизни церковь и памятник архитектуры.
...Здесь особое, удивительное, энергетически очень сильное место. Это сразу ощущаешь, как только приближаешься к храму. Говорят (это одна из легенд), что в древности здесь поклонялись языческим богам. Что-то, наверное, в этом есть. Во всяком случае, появляется такое чувство, что ты остался с храмом наедине, и весь мир вокруг перестает существовать. Это отмечают многие, кто когда-либо приезжал сюда. А если уж приедешь один раз, то тянет вновь и вновь прикоснуться к истокам.
Ольга КОЗАКОВА
«Енакиевский рабочий» № 45 (13406)
Комментарии
Отправить комментарий